Как правильно быть дизайнером

Kate Shash
5 min readJul 1, 2019

--

Кто выступал на митапе

Пост навеян неожиданным посещением No Bullshit Meet-Up, организованного Сергеем Андроновым и Владом Зелинским. Последний год мало хожу на мероприятия, нет ни сил ни времени, но коллега попросила, а я не смогла отказать.

Честно сказать, я крайне скептично отношусь ко всем этим митапам. Дизайнеры говорят о том, какие они классные, как у них много наград и чумовых проектов, как они вышли из зоны комфорта и перестали огрызаться на заказчиков. На час или два, пока идет лекция, зал полон энтузиазма, «да, я тоже буду фигачить». Возвращаешься домой — накатывает рутина и бытовуха, планы уходят, руки опускаются. Где найти время для своих проектов?

Было приятно, что я ошиблась в ожиданиях.

История из жизни и немного нытья.

Сейчас я нахожусь в нестабильном периоде профессиональной карьеры. Уже пришло понимание, что арт-дирекшн мне гораздо ближе, что далеко не все заказы хотелось бы брать, уже хочется спать ночами, проводить выходные не перед компом, делать свои проекты. Руками работать меньше, а головой больше. Думаю, до этого доходит каждый дизайнер. Но вместо этого — я мотаюсь по встречам, выдрачиваю какой-то вектор, настраиваю кернинговые пары на визитках и получаю за это три копейки. Так себе история. Сил нет даже на то, чтобы посмотреть пару обучающих видео или глянуть новую статью о шрифте.

Приходится искать помощников, которые либо уверенные профессионалы и берут много денег (они не всегда есть), либо ребята, которых еще обучать и обучать. Третий самый грустный вариант — мало что представляющие из себя дизайнеры и иллюстраторы с самомнением и прайсом взрослых профов.

Никто не учил меня управлять людьми, строить дизайн процессы, отпускать ситуации и грамотно делегировать задачи. Страшно, что проект не будет сдан вовремя, что мне снова в 2 часа ночи придется брать правки на себя, переделывать, допиливать, получать шишки и платить пенни. Помимо этого надо правильно оформлять документы, обсуждать до кровавых мозолей во рту бюджеты, объяснять почему это столько стоит, почему тебе и твоей команде надо платить, почему именно эту сумму, а не меньше.

Все это дико выматывает. Проще было бы устроиться в студию, лет за пять «дорасти» до арт-директора и понять все процессы изнутри. Увы, я уже достаточно взрослая и хочу самостоятельно распоряжаться своим временем.

Несмотря на все: членство в ISTD, британский диплом, книги, которые делала, принт дизайн, выводок успешных студентов, которых вела — я постоянно в себе сомневаюсь. Могла бы сделать лучше? И почему не успеваю? Почему мне платят меньше, чем сама себя оцениваю? Где мои проекты для себя? Почему не занимаюсь книгами и брендами, ведь планировала? Вдруг придут «взрослые дяди» и скажут, что на самом деле я не дизайнер?

Забавно, что такие вопросы себе задаю не только я. Кажется, это особенность профессии.

Выступление Сергея Андронова

На современного дизайнера взваливается очень много ответственности. Он давно перешел из состояния «парень с фотошопом» в специалиста… по всему. Помимо художественного образования, понимания цвета, формы и типографики, нам еще положенно постоянно обучаться (рынок же не стоит на месте), вникать в процессы клиентов (ну и что, что ты не понимаешь, как работает клапан воздухопровода, читай), быть менеджером (а что, правки не входят в сроки? Мы хотели, чтобы все было готово за три дня. С правками. И договор отправьте), ездить на встречи и презентовать работу (вы еще не ходили на курсы ораторского мастерства?), понимать и разбираться в смежных областях (мне нужна вот такая фигулина, а как ее сделать? И дизайн штор сделайте, вы же дизайнер), выставлять счета и обосновывать бюджет (скатайтесь в налоговую за справкой о том, что ваш ИП на УСН 6%, узнаете много нового). Это процессы среднестатистического фрилансера. В студиях — попроще, но там есть свои особенности.

Дизайн — одно из самых обширных профессиональных полей. Возможно мы сами сделали себе такую репутацию, доказывая, что дизайн — это тоже профессия, возможно Европейско-Американские дизайнеры работают как-то по-другому. Мне радостно видеть, что люди, которые создавали направления и были в начале пути десять лет назад сейчас доросли до взрослых должностей и влияют на процесс и на индустрию в целом.

Но мы все устали. Последние лет 10 развития дизайна были тяжелыми. Мы не молодеем. Спать хочется больше 4х часов, выходные проводить с семьей, ездить в отпуск. В моем случае получается скорее истерика, нежели планирование — бросаю телефон и уезжаю в Питер на неделю, «отстаньте от меня». Это не конструктивно, но работает.

Сейчас я пришла к жесткому почасовому графику. Подъем в 9, с 10 до 15 работа, обед, чтение книжек по работе, рисунок, спорт и все те вещи, на которые у меня не хватает времени. Смеюсь, что скоро буду планировать простое сидение на диване без дела. Но смех смехом, а чувство вины, что вместо отдыха могла бы работать, читать, развиваться, проекты пилить — никуда не девается. Планировать и следовать графику получается пока плохо. Все выбивается, вылезают незапланированные встречи, проекты, мысли, люди. Пошла вторая неделя — думаю получится уже чуть лучше, посмотрим. На выходных заставила себя ничего не делать: не отвечала на письма, не работала, читала книжку про парня с мечом в лесах. И спала. Гнала от себя чувство вины, насильно и пинками.

Такие вещи надо лечить превентивно. Пару недель назад поймала мысль, что ничего не радует — ни перспективы новых проектов, ни свои проекты, ни новые знания, ни новые возможности: нет того, ради чего я хотела бы все бросить — разве что спать. Видимо, это выгорание.

На Митапе стало понятно, что я не одна «не смогла, не вытянула», что это глобальная проблема, что все себе не разрешают отдыхать (хотя знают что отдыхать надо, но кто ж этому полноценно следует?), что все устали, что все такие же. Вот такая наша дизайнерская «травма на производстве». Больно умные все :)

У меня нет решений этой проблемы, но и ни у кого нет — уже хорошо, что о ней начали говорить. Я рассказала, что пробую сейчас — не уверена, что это поможет. Возможно потом я придумаю другой метод, подсмотрю у кого-то работающие техники.

Делитесь, чо. Все мы в одной лодке.

--

--

No responses yet